Все новости »
Федеральные новости »
Эта новость
01.09.2017Аргументы и Факты - "Победитель Всемирной олимпиады по химии: лучше ЕГЭ ещё ничего не придумали"
В этом году школьники России собрали рекордный урожай медалей на международных соревнованиях.
Они привезли с олимпиад 5 золотых медалей по физике, 2 по химии, 2 по биологии и по одной по математике и информатике. Серебряных и бронзовых наград и того больше.
И потому накануне 1 сентября мы решили поговорить не с министром образования, а с одним из 13 млн наших школьников - победителем Международной олимпиады по химии, выпускником казанского лицея № 131 Русланом Котляровым.
«Химия - это красиво»
Ольга Любимова, «АиФ»: Руслан, откуда ты такой умный?
Руслан Котляров: Умный, наверное, потому, что у меня мама умная (смеётся), она по образованию математик. Родители с детства со мной много занимались - читать научили, когда ещё трёх лет не было. Мы жили тогда в деревне, я сильно болел, сидел дома и читал всё подряд. В пять лет нашёл какой-то древний учебник химии, прочитал, и мне понравилось. Начал читать ещё и ещё и подсел.
- Почему именно на химию?
- Во-первых, это красиво. Причём красота не в самой молекуле, а в процессе её создания. Во-вторых, это спасает жизни. Это можно применить. Например, учёные в 1980-е гг. обнаружили в коре тисового дерева вещество таксол, обладающее на тот момент совершенно новым механизмом противоракового действия. Но поскольку для проведения клинических испытаний пришлось бы вырубить чуть ли не все деревья, придумали выход - почти с нуля получили «скелет» этого лекарства, потом модифицировали. В итоге благодаря химическому синтезу таксол начал спасать жизни.
Чем больше изучаешь науку, тем больше понимаешь, что природа похожа на большую лабораторию.
Руслан Котляров
- Ну хорошо, с химией понятно, а к остальной школьной программе как относишься?
- Лицей я окончил с золотой медалью. ЕГЭ сдавал досрочно, почти не готовясь. По русскому языку получил 91 балл, по математике - 92.
- Ректор МГУ Садовничий считает: важно иметь сильное базовое образование - хорошо знать всю школьную программу. А на Западе, наоборот, выступают за раннюю специализацию...
- Ранняя специализация не помешает и в школе. На Западе подходы отличаются от наших тем, что там более широкие возможности выбора действительно нужных тебе предметов. Мои ровесники, которые учились по британской программе, могли выбрать себе всего 4-5 предметов. Их шокировало, когда я говорил, что у меня 16 предметов в расписании: «Откуда столько?!» Я также не понимаю, зачем в МГУ всех поголовно учат русскому языку и культуре речи, безопасности жизнедеятельности. На Западе такими вещами не занимаются. Хотя не думаю, что там жизнедеятельность безопаснее.
Последователь Базарова
- Разве не должны все люди с высшим образованием хорошо знать русский и литературу?
- Думаю, для этого достаточно школьной программы. К тому же у каждого предмета развитие: если в 10-11-х классах по физике, химии, математике возникают новые темы, то по русскому языку идёт повторение изученного.
Мой любимый литературный герой - тургеневский Базаров. Я полностью согласен с его взглядами. Чем больше изучаешь науку, тем больше понимаешь, что природа похожа на большую лабораторию. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Причём в этой мастерской мы открыли ещё не все инструменты. И в ней надо поддерживать порядок. А у нас, к сожалению, многие люди довольно неряшливы. Кстати, художественную литературу я сейчас почти не читаю. Больше нравится научная или научно-популярная.
- Что лучше: ЕГЭ или обычные экзамены?
- На мой взгляд, лучше ЕГЭ пока ещё ничего не придумали. Думаю, суть системы школьного образования - научить человека что-то делать хотя бы по шаблону. Творческие люди, а химия тоже наука творческая, потом всё равно протискиваются через шаблоны. К тому же ЕГЭ - не только выпускной экзамен, это экзамен для поступления в вуз. Он смог снизить коррупцию, уравнял возможности выпускников из разных регионов. Можно поступать в любой вуз на любой факультет.
ЕГЭ - это очень полезная вещь, а вот стандартизация программ и учебников, которая сейчас готовится, - нет. Разнообразие учебников открывает простор для творчества. Позволяет каждой школе подбирать под себя программы, учителю - адаптировать их под конкретного ученика. Я замечал, что в нашем лицее у каждого учителя есть своя любимая последовательность, свой фокус в подаче материала. Скажем, я благодарен учителю физики, который учил нас этой жизненной науке: мол, если вы не можете понять, что происходит в двигателе внутреннего сгорания, на автобусах или машинах родителей вам лучше не ездить.
В нашей стране много вузов, в которых студенты могут и учиться, и заниматься серьёзными исследованиями.
Руслан Котляров
Одинаковые дети
- Все говорят: на школы и детей денег в стране не хватает. 131-й лицей один из самых престижных в Казани. Наверное, у вас-то все условия созданы?
- Денег, которые выделяет муниципалитет нашему лицею, конечно же, тоже не хватает. Он вынужден зарабатывать самостоятельно. Иначе школа не смогла бы даже сделать хороший ремонт.
- На олимпиаде ты видел школьников из разных стран. Они отличаются от твоих ровесников-соотечественников?
- Каких-то особенных отличий, в том числе и в менталитете, я не почувствовал. Разница ощущалась в уровне подготовки. Моим соседом по комнате был парень из Нидерландов, который, кстати, родился в России. Про многие темы, которые я изучал, готовясь к олимпиадам, он говорил: «Нас так не готовят» или «У нас этого вообще нет». А в целом по составу сборных США, Новой Зеландии и многих других англоговорящих стран в последнее время совсем неочевидно, что это сборные именно этих стран. В командах много иммигрантов второго, третьего поколений.
- Ты собираешься жить и учиться в России или считаешь, что для развития и карьеры надо уезжать в другие страны?
- Я считаю, прекрасное базовое высшее образование можно получить именно в России. К тому же в нашей стране много вузов, в которых студенты могут и учиться, и заниматься серьёзными исследованиями.
Нужна большая интеграция и синхронизация предметов. Скажем, вместо физики, химии, биологии была бы единая дисциплина «естественные науки».
Руслан Котляров
- Твоё поколение взрослые считают рабами Интернета. Вы умеете дружить в реале?
- Многие мои знакомые разбросаны по всему миру. Я не могу каждый месяц ездить в Москву. Поэтому приходится общаться с помощью гаджетов. С друзьями, которые живут в Казани, могу чаю попить, поиграть в настольные игры.
- Как сделать так, чтобы умных выпускников было больше?
- Нужно больше квалифицированных учителей. Педвузы с этой задачей пока не справляются. Если там очень низкий проходной балл ЕГЭ, наивно полагать, что в эти вузы придут талантливые люди, способные заинтересовать детей. Учителем, на мой взгляд, должен быть человек, который доучился до магистра или защитил кандидатскую.
Ещё мне кажется, нужна большая интеграция и синхронизация предметов. Скажем, вместо физики, химии, биологии была бы единая дисциплина «естественные науки». Когда есть большая логическая связность, быстрее приходит понимание предмета и любовь.
Источник: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=6437