Главная страница | Сайт результатов ГИА-2025 г.

 Все новости »  Федеральные новости »  Эта новость

09.12.2017Комсомольская правда - "А наши дети – самые умные читатели в мире!"

Такую позицию я называю сладострастный мазохизм. Где-то обидели, где-то что-то не получилось – начинаются вселенские страдания, обещания скорой мести, скрежет зубовный. Не пустили под своим флагом на Олимпиаду – третий день соцсети колотит от истерики. Спутник «Метеор» не вышел на орбиту – трагичные выводы – «мы про…ли космос». Интернет раскалился до состояния сковородки, надолго оставленной на плите.  


А в эти же дни был спущен на воду мощный ледокол для ВМФ - "Илья Муромец" (он может давить лед не только носом, но и бортом и кормой – и это правда очень круто). Впервые за 40 лет, между прочим, военные моряки получили судно такого класса. Кто на это обратил внимание? 

Через четыре дня после неудачного пуска с Восточного (бывает такое со сложной техникой) – с Плесецка точно такой же ракетой «Союз 2.1б» был успешно выведен на орбиту сложный спутник радиотехнической разведки «Лотос-С». Кто про это знал или хотя бы что-то слышал? 

В день, когда МОК решала судьбу нашей олимпийской сборной, стало известно о том, что наши школьники – самые крутые по чтению в мире. Российские четвероклассники сегодня читают и понимают прочитанное лучше, чем их сверстники из Сингапура, Гонконга (Китай) и Финляндии – а это страны, да будет известно, давние лидеры по качеству школьного образования. А всего в международном исследовании участвовали ребята из 50 государств. Это ли не реальный повод для гордости? Но кто-то такое достижение нашей системы образования, нашей страны в конце концов, заметил? Проще же стенать: образование развалили, дети не учатся, скорее за парты времен СССР. 

Участие в спортивной олимпиаде, конечно, важно. Но то, что по уровню читательской грамотности наши школьники лучшие в мире, на мой взгляд, в сотни раз важнее для будущего нас всех. За последние 15 лет Россия улучшила результаты более, чем на 40 баллов – так высоко прыгнуть смогли еще только три страны. Потому что чтение с удовольствием, понимание нюансов текста – это залог того, что ребята станут и другие предметы осваивать лучше, в науки углубляться. Мы получим на выходе умное, продвинутое, мыслящее поколение.  

А успешные, уверенные в себе и в своих знаниях ребята, которые придут в науку, в образование, займутся инженерными и it-исследованиями, современной медициной нужны нам не меньше, чем быстрые, ловкие и сильные спортсмены.  

- Уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем другие учебные достижения, - совершенно справедливо говорится в записке, подготовленной Рособрнадзором. 

Дирк Хастед, исполнительный директор Международной ассоциации по оценке учебных достижений, записал специальное видеопоздравление российским школьникам и учителям.

Необходимая справка 

Что такое PIRLS? Это международный мониторинг читательской грамотности учащихся в конце четвертого года школьного обучения. Тест PIRLS признан экспертами лучшим современным измерителем читательской грамотности начинающих читателей. В чем он заключается? Детей просят прочесть незнакомый текст, а потом ответить на вопросы по нему.  

Почему анализируют умения именно четвероклассников? В этом возрасте у детей происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. То есть то, насколько успешно дети будут учиться в средней школе (а базовые знания дают именно в ней) зависит от читательской грамотности выпускников начальной школы. Да и не только в школе дело - умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, во многом определяет и судьбу человека, и благополучие страны. 

Олбанский язык не прошел 

Еще недавно старшее поколение ныло: дети-оболтусы ничего не читают, только язык портят, переписываясь смс на олбанском языке. В 2001 году 4% четвероклассников практически не понимали прочитанный текст. А всего 5% оказались вундеркиндами - легко читали и могли пересказать сложные отрывки. В 2016 году (исследование проводилось год назад, а обработанные результаты представили 5 декабря) таких умников оказалось уже 26% (при том, что отстающих всего 1%). Столичные школьники показали еще более высокие результаты. Но и в общем по стране (задания выполняли ученики в 42 регионах России) все оказалось очень и очень неплохо.

Почему так получилось? Исследование и на это вопрос отвечает. Нам удалось, несмотря на все сложности последних двадцати лет, модернизировать систему образования, подготовиться к изменениям ударенной цифровыми технологиями жизни. Изменили и дошкольный уровень, и школьный. Это с одной стороны. С другой, родители стали больше внимания уделять занятиям с детишками. Даже если родители сами не очень-то любят читать, они понимают – этот навык важен для будущего ребенка и занимаются с ним. По данным исследования, к 2016 году две трети родителей считают, что занимаются с детьми чтением часто!

Важные цифры. В России в прошлом году 85% ребят перед поступлением в 1 класс посещали детсады и подготовительные группы, кружки. В результате больше 60% первоклассников хорошо подготовлены к школе.  

Тут к месту вспомнить и про масштабную компанию по обеспечению детскими садами – они нужны не только для того, чтобы дать возможность родителям выйти на работу. И про новые федеральные образовательные стандарты дошкольного образования, которые ввели в 2014 году. И про то, что наша школа с 10-летнего обучения перешла на 11-летнее (это тоже немалые вложения!). А «лишний» класс как раз прибавили младшей школе. 

То есть изменения в системе, которые начал министр Владимир Михайлович Филиппов (он руководил образованием страны с 1998 по 2004 годы) и продолжил Андрей Александрович Фурсенко (он министром был с 2004 по 2012 годы) дали, наконец, те самые ожидаемые результаты. А в образовании вообще результат бывает отсроченным. 

Читатели вернулись? 

В 2016 году заметно выросло количество российских четвероклассников, которые любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия (с 26% в 2011 году до 46% в 2016 году). Тех, кто не очень любит книгу, стало немного меньше (13% - в 2011 году, 10% - в 2016 году). 

Исследователи заметили: дети стали несколько хуже читать при поступлении в первый класс по сравнению с теми, кого изучали пять лет назад. И это, как ни странно звучит, тоже положительная тенденция. Почему? Директор института возрастной физиологии Российской академии наук Марьяна Безруких уже охрипла, объясняя родителями – не нужно учить детей писать и читать до того возраста, когда физиологически организм будет готов к таким навыкам. А готов он у многих как раз к семи годам (не случайно же это возраст выбран для начала учебы в школе).  

Есть и другие исследования нового поколения. Я читал научные статьи о том, что нынешние школьники и студенты все чаще предпочитают бумажную книжку электронной. О том, что писать стали грамотнее и используют довольно обширный словарный запас. (Кстати, выводы сделаны на основании постов в ВКонтакте). 

В общем, люди дорогие, гордитесь своими детьми и внуками! И не воспринимайте все, что происходит вокруг с хмурым прищуром.


Источник: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=6566