Главная страница | Сайт результатов ГИА-2025 г.

 Все новости »  Федеральные новости »  Эта новость

13.05.2019Образование в России - "ЕГЭ-2019: чего ждать и стоит ли бояться?"

Главный школьный экзамен уже совсем близко: ЕГЭ выпускники начинают сдавать уже в мае. Ребята переживают, судорожно впитывают информацию и мечтают, чтобы всё это скорее закончилось. Тем временем большинство специалистов уверены: ЕГЭ — крайне полезная штука. Нам удалось поговорить с заместителем руководителя Рособрнадзора Анзором Ахмедовичем Музаевым — человеком, который курирует проведение экзамена на самом высоком уровне.


Он рассказал о том, как менялся экзамен, что ждёт выпускников 2019 года и стоит ли им чего-то опасаться.
— Существует мнение, что современных детей «натаскивают» на ЕГЭ. Даёт ли подготовка к ЕГЭ что-то, кроме шанса поступить в вуз?
— Единственный способ эффективной подготовки к ЕГЭ – качественное освоение соответствующего учебного предмета. Например, если речь о математике, то это освоение алгебры, геометрии, в русском языке – развитие речи, освоение норм русского языка и умение их применять на практике. В процессе подготовки к ЕГЭ ученик в письменной работе стал делать не 15-20 ошибок, а всего 1-2? Научился решать уравнения, писать сочинение? Что тут плохого?
Кроме того, невозможно натаскать школьника на выполнение практико-ориентированных заданий, которые содержат вопросы, требующие самостоятельных рассуждений и творческого подхода. А ведь доля развернутых ответов в общем балле участника ЕГЭ сейчас по ряду учебных предметов доходит до 80%.
Помимо обязательных русского языка и математики, выпускники выбирают предметы, которые нужны им для поступления в вуз и получения будущей профессии. Школьники сами мотивированы на более глубокое изучение выбранных ими предметов и дополнительную подготовку к сдаче экзаменов.
Если ученик хорошо освоил учебный предмет, он не только поступит в вуз, а сможет успешно в этом вузе обучаться. Важно ведь не просто поступить и дотянуть до первой сессии, а полноценно осваивать профессиональные компетенции.
— Что изменится в ЕГЭ в 2019 году и на что при подготовке нужно обратить внимание?
— С этого года расширен перечень предметов для сдачи ЕГЭ: выпускники получили возможность сдать китайский язык наряду с английским, немецким, французским и испанским.
Установлены новые правила участия в ЕГЭ по математике: выпускники теперь могут выбрать только один уровень, базовый или профильный. При этом пересдать неудовлетворительный результат экзамена в резервные сроки можно, изменив выбор уровня. Выпускники прошлых лет больше не могут участвовать в ЕГЭ по математике базового уровня.
Что касается изменений в содержании контрольных измерительных материалах ЕГЭ, то они незначительны и коснулись в основном заданий, требующих развернутого ответа. Все эти изменения были анонсированы еще до начала учебного года.
На что стоит обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по разным предметам специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) рассказали в своих рекомендациях. С ними можно ознакомиться на сайте Рособрнадзора. Не так давно Рособрнадзор также завершил публикацию видеоконсультаций по подготовке к ЕГЭ-2019 по всем предметам.
— Усложнились или упростились задания ЕГЭ с момента его введения? Каким образом?
— Невозможно так просто сказать, усложнились или упростились. Формат и содержание ЕГЭ претерпели за годы его проведения существенную трансформацию в соответствии с запросами общества.
Появилось много заданий, которых не было в ЕГЭ в режиме эксперимента, да и при введении ЕГЭ в штатный режим.
Наиболее заметное изменение – отказ от использования заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных. Большинство заданий ориентированы сейчас не на воспроизведение по памяти заученной информации, а на применение знаний, решение практических задач. Стало больше заданий с графическими и визуальными элементами. Расширился спектр заданий с развернутым ответом.
— Как меняется из года в год количество стобалльников? Каковы шансы получить на ЕГЭ 100 баллов? Кто может получить на ЕГЭ 100 баллов?
— Количество стобалльных результатов растет. Так, в 2017 году их число составило более 5 тысяч, а в 2018 году – свыше 6 тысяч. Но нужно понимать, что в последние годы растет и число выпускников, сдающих ЕГЭ.
Получить 100 баллов может любой участник ЕГЭ. Для этого нужно отличное знание предмета, умение концентрироваться на достижении целей, работать в условиях ограниченного времени. Также важен самоконтроль – многие ошибки участники ЕГЭ могли бы исправить, просто проверив до записи в бланки свои ответы и решения. И, как на любом экзамене, необходимо немножко везения.
Контрольные измерительные материалы ЕГЭ основаны на школьной программе. Но участие в репетиционных экзаменах, олимпиадах, самообразование также способствуют получению навыков самоорганизации и глубоких знаний. Чем больше практики, тем проще будет на ЕГЭ, если заранее разбирать сложные вопросы и быть к ним готовым.
Если 11 лет учебы в школе не прошли зря, ученик планомерно и старательно занимался, получить на экзамене 100 баллов при самостоятельной подготовке – это реальность, а не фантазия. Это доказывают многочисленные примеры.
— Кто наблюдает за ЕГЭ? Нужно ли их бояться?
— Наблюдение за проведением ЕГЭ ведут общественные наблюдатели и контролирующие органы федерального и регионального уровня. Причем, в поле их зрения находятся не только пункты проведения экзаменов, где сдают ЕГЭ участники, но и региональные центры обработки информации, места работы конфликтных и предметных комиссий. Наблюдение ведется как непосредственно в экзаменационных пунктах, так и дистанционно с помощью видеокамер, транслирующих ход экзаменов в режиме онлайн.
Видеонаблюдение за процессом сдачи экзаменов вызвало поначалу много вопросов у участников ЕГЭ и их родителей. Но оно же помогло снять завесу таинственности и избавиться от небылиц о том, что происходит в пункте проведения экзамена во время ЕГЭ. Теперь это можно увидеть.
Наблюдение с помощью видеокамер прочно вошло в жизнь современных людей. Это основа работы систем безопасности в аэропортах, учебных заведениях, учреждениях, торговых центрах, жилых домах. Каждый из нас ежедневно попадает в поле зрения десятков и сотен камер. И видеокамеры на ЕГЭ – это такая же обыденная мера безопасности, которая не должна вызывать какой-то повышенный дискомфорт.
Главное, о чем нужно помнить, что все меры, принимаемые для соблюдения порядка проведения ЕГЭ, призваны предоставить каждому равные условия сдачи экзамена, получить объективные результаты и честного конкурировать при поступлении в вузы.
— Правда ли, что сегодня есть мода на технические специальности? И заметно ли это по количеству сдающих ЕГЭ и качеству их работ?
— Самыми популярным предметом по выбору, согласно статистике Рособрнадзора, по-прежнему остаются обществознание. Это закономерно, так как результаты этого экзамена принимаются вузами при зачислении на большое количество специальностей и направлений подготовки. Также высоко востребованы физика, биология, история и химия. Такая картина наблюдается уже четвертый год подряд. В 2019 году мы также видим рост числа участников экзамена по информатике (на 3,1%).
Анализ специальностей, которые выбирают для обучения в вузах участники ЕГЭ, набравшие 100 баллов, показал, что наиболее востребованными у них являются лечебное дело, экономика, менеджмент, юриспруденция, лингвистика, филология, педиатрия, стоматология, прикладная математика и информатика, международные отношения.
— Недавно ввели ЕГЭ по китайскому языку. Планируются ли еще какие-то новые экзамены?
— Введение иных дополнений в перечень учебных предметов для сдачи ЕГЭ в ближайшее время не предусмотрено.
А вот число обязательных предметов для получения выпускником аттестата расширится: с 2022 года к русскому языку и математике добавится иностранный язык.
— Удалось ли победить списывание? Продажу ответов и реальных КИМов? Или работы по этому вопросу все еще ведутся?
— Рособрнадзором принимались и будут приниматься все необходимые меры для проведения честного и объективного ЕГЭ. Для этого была выстроена система контроля, доказавшая свою эффективность.
В аудиториях пунктов сдачи экзамена ведется видеонаблюдение, на входе установлены металлодетекторы, работают блокираторы сотовой связи, общественные наблюдатели. Нарушители удаляются с ЕГЭ с аннулированием результата и без права пересдачи экзамена в текущем году, причем при подтверждении факта списывания результаты аннулируются даже после окончания экзамена. Все это свело попытки списывания на ЕГЭ к единичным случаям, которые в подавляющем большинстве успешно выявляются и пресекаются.
Что касается утечек КИМ, то меры информационной безопасности, предпринимаемые на всех этапах подготовки и доставки экзаменационных материалов, исключают возможность таких утечек. С 2013 года случаев утечки КИМ до начала экзаменов зафиксировано не было. Все периодически появляющиеся в сети якобы варианты КИМ и ответы, по факту оказываются фальшивками, а предложения их купить – не что иное, как банальное мошенничество.
ЕГЭ — тема, которая сегодня безусловно на повестке дня. Однако в буднях школьников есть и другие важные дела — например, Всероссийские проверочные работы, которые массово пишут школьники с 4 по 11 класс весной. Их дружно опасаются ученики, учителя и администрация школ. Мы решили выяснить, для чего они нужны системе образования, и нужны ли вообще?
— Всероссийские проверочные работы проводятся уже четвертый год. Что дает проведение ВПР, в каком направлении будет развиваться этот проект?
— ВПР изначально вводились как инструмент оценки школой уровня подготовки своих учеников. Это возможность для школы получить материалы, разработанные на федеральном уровне, провести проверочные работы, проанализировать полученные результаты, выявить проблемные зоны в подготовке учащихся и принять меры для их устранения. Подчеркну, что ВПР вводились и продолжают рассматриваться нами именно как инструмент для школ. Если работа проводится объективно, то школа получает большой объем полезной информации, с которой она может работать. При желании этой информацией могут воспользоваться и родители, чтобы помочь своему ребенку.
С самого начала организаторы не пошли по пути превращения ВПР в экзамены и по пути организации жесткой процедуры их проведения. Работы проводит школа. Поэтому объективность результатов и то, насколько они будут полезны для школы, во многом зависит от действий школьных педагогов и директоров. К сожалению, пока в этом вопросе остаются проблемы. Но мы планируем постепенно решить их, двигаясь по двум направлениям.
Во-первых, ведется большая разъяснительная работа с директорами школ и управленцами, в рамках которой мы рекомендуем изменить отношение к результатам оценки, не наказывать школы за недостаточно высокие результаты, а, наоборот, предлагать им помощь.
Во-вторых, начиная с этого года, мы постепенно вводим систему автоматической генерации вариантов ВПР, при которой каждая школа получает свой вариант работы. Это поможет решить проблему публикации вариантов ВПР и ответов к ним в Интернете. Хотелось бы отметить, что все предпринимаемые меры не направлены и не будут направлены на ужесточение процедуры проведения ВПР в классе.
Особое звучание ВПР приобретают с началом реализации в нашей стране национального проекта «Образование», поскольку они помогают осуществлять мониторинг результативности тех мер, которые планируется предпринять для повышения качества образования.
— Как будет внедряться новая оценка по PISA и кого она коснется?
— С одной стороны, исследование PISA не такое уж новое, поскольку Россия участвует в нем с 2000 года. Вместе с тем, цели, стоящие перед российским образованием, в том числе, попадание в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, нуждаются и в соответствующих механизмах мониторинга. А поскольку именно в PISA успехи российских школьников не настолько высоки, как в остальных международных исследованиях (PIRLS и TIMSS), мониторинг будет проводиться с учетом особенностей PISA. Разумеется, главное во всем этом – не оценка, а те меры, которые будут приниматься в рамках реализации национального проекта «Образование», чтобы вывести наше образование на новый уровень качества.
Но если говорить именно об оценке, то она представляет собой выборочные исследования, которые будут проводиться ежегодно с 2019 по 2024 годы в октябре. Каждый год в этих исследованиях будет принимать участие сравнительно небольшая часть школ – около 1 тысячи (всего в России около 42 тысяч школ), причем в каждой школе процедуры исследования затронут только 15-летних учащихся.
Данное мероприятие позволит не только вести мониторинг наших успехов в образовании, но и в большей степени ориентировать систему образования на те аспекты обучения, которые связаны с вызовами современного мира и которые сейчас очень активно обсуждаются в мировом образовательном сообществе. Это умения применять на практике полученные знания, критически мыслить, и другие.
По результатам этого исследования система образования России в целом и системы образования отдельных регионов получат важную информацию для повышения эффективности своей работы, а школы и ученики приобретут интересный опыт выполнения практических заданий, основанных на школьной программе. Надеемся, что польза будет для всех.


Источник: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=7088