Все новости »
Федеральные новости »
Эта новость
27.09.2019Ольга Васильева: «Академиками воспитания» могут стать все родители
Какова ситуация в дошкольном образовании? Как решить проблему с нехваткой яслей? Об этом читателям «АиФ» рассказала Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.
– Ольга Юрьевна, чем отличается система дошкольного образования в России?
– Прежде всего своей историей и традициями. В основании памятной даты 27 сентября, когда в стране отмечается День воспитателя, особенное событие – в этот день в 1863 г. в Санкт-Петербурге открылся первый детский сад. С той поры прошло более 150 лет, многое изменилось и в образовании, и в отношении к институту семьи, к воспитанию, но могу с уверенностью сказать о неизменном взгляде на раннее развитие наших детей на протяжении этих лет. И в системе образования дореволюционной России, и в советский, и постсоветский период мы всегда думали о социализации ребёнка. Что выделяет сегодня нашу систему образования среди других стран? У нас ребёнок уже с 2 месяцев в той или иной мере включается в государственную, подчеркну, государственную систему образования (по закону «Об образовании в РФ» ребёнка можно отдавать в сад с 2 месяцев, если в нём есть такие группы. – Ред.). И именно государство в нашей стране несёт ответственность за доступ к дошкольному образованию, внедряя федеральные и региональные программы строительства детских садов для детей всех возрастов, и в этой системе сегодня свыше 7,5 миллионов детей. Детский сад в современном мире – это сложный объект, имеющий множественные характеристики. С одной стороны, это школа для самых маленьких. С другой – педагогический коллектив, звено в образовательной цепи других организаций, часть образовательной системы. Это и сложный инженерный объект, эксплуатация которого не допускает работы на абы как. Качество инфраструктуры и содержательного наполнения, удобство и безопасность детских садов, наличие современных развивающих игрушек, вкусного и полезного питания, проработанных образовательных программ – всё это системные государственные вопросы.
– Проблемы с очередями в детские сады для детей с 3 лет практически везде решили. Они остаются пока в Ингушетии, Дагестане, Крыму и некоторых других регионах. Но многие мамы хотели бы выйти на работу раньше, однако больше половины не могут устроить своих малышей в ясли…
– С этого года мы запустили национальные проекты. Речь прежде всего о нацпроектах «Образование» и «Демография», которые во многом позволяют решить эти задачи. Там, где были проблемы с доступностью – сельские территории, малонаселённые пункты, – мы активнее развиваем новые формы дошкольного образования через включение в том числе частного сектора, развитие семейных групп. Особая задача – уйти от очередей в детский сад для самых юных наших воспитанников. Отдельная программа по строительству яслей уже полным ходом идёт по стране. К 1 сентября свои двери открыли 126 новых детских садов, до конца года их число превысит 560.
– Изменились ли подходы к дошкольному образованию?
– К концу года мы распространим рекомендации, которые помогут воспитателям и администрациям детских садов развить и усилить возможности образовательной среды. Мы постараемся дать родителям и педагогам подсказки, как правильно расставить акценты в процессе воспитания. Например, об обязательной поддержке детских инициатив, не забывая при этом о роли совместной деятельности. Аналогичный подход должен присутствовать и в контексте создания развивающей образовательной среды для семейного воспитания. Важно использовать предметную обстановку, состоящую, с одной стороны, из традиционных вещей, сопровождающих развитие детей на протяжении столетий (кубики, мозаики и т. п.), а с другой стороны, современные материалы и оборудование, соответствующие текущему уровню развития науки и техники. Посмотрите на примеры многих наших детских садов из разных городов и регионов, где ребятам организовывают походы на предприятия, фермерские хозяйства. Среда должна обязательно содержать ранние профориентационные мероприятия, а также давать ребёнку первичные навыки и знания, необходимые ему в дальнейшем, например в области финансовой грамотности. И здесь, чтобы получить значимый результат, как никогда важна роль педагога. Профессиональное саморазвитие – обязательный элемент. Воспитатель должен, что называется, чувствовать время, обладать знаниями о детской психологии, актуальных практиках и образовательных моделях, знать нормативные документы. Но самое главное – искренне любить детей. В этом смысле кладезь полезной информации и стимулов – конкурс «Воспитатель года России», мероприятия которого охватывают все регионы страны. Это помогает представить профессию и показать её «лицо» молодёжи. Бытует мнение, что воспитатель – женская профессия, что, впрочем, продиктовано и статистикой, однако наш конкурс способен наглядно разуверить в этом. Среди номинантов и победителей есть мужчины с блестящими результатами! Сегодня в системе дошкольного образования работает более 670 тысяч педагогов, из которых, по статистике, почти треть (около 27%) моложе 35 лет.
– Иногда родители теряются, воспитывая ребёнка: можно ли наказывать, как правильно развивать малыша и т. д.
– Сейчас мы разворачиваем систему помощи родителям по всей стране – это центры, куда сможет прийти каждый и задать свои наболевшие вопросы, связанные с воспитанием и обучением. Также мы запускаем единый ресурс, где можно найти для себя данную информацию, – растимдетей.рф. В консультационных центрах помогут выстроить грамотную родительскую позицию в соблюдении и реализации прав ребёнка, подобрать стиль семейного воспитания и построить маршрут развития ребёнка с учётом его особенностей, при этом обязательно сохраняя теплоту детско-родительских отношений. Созданные же в рамках сайта разделы «Младенцы», «Раннее детство», «Дошкольники» затрагивают основные вопросы по воспитанию и уходу за детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Помимо информационной работы мы максимально приближаем этот портал к нуждам родителей – это различные сервисы: от поиска детского сада и центров дополнительного образования до консультаций в режиме реального времени и поддержки родителей в трудные минуты. Не все мы сразу рождаемся академиками воспитания, но я убеждена, что мы можем стать таковыми при правильном подходе.
– Сколько сейчас частных детских садов? Будет ли их поддерживать государство?
– Да, господдержка частных детсадов продолжится. Сегодня негосударственный сектор дошкольного образования остаётся значительным. Число частных детсадов с 2013 по 2017 г. выросло в 1,6 раза, а число воспитанников – почти в 2 раза. Лучший опыт регионов в этом направлении продемонстрировали Белгородская, Московская и Рязанская области, Санкт-Петербург и Москва. Всё это демонстрирует нам одну важную идею – кооперация воспитателей и родителей порождает больший синергетический эффект. Дошкольное образование в России будущего должно быть первой и качественной ступенькой поступательной траектории развития наших детей, и наша задача – этому соответствовать.
Источник: https://edu.gov.ru/press/1741/olga-vasileva-akademikami-vospitaniya-mogut-stat-vse-roditeli/